Француз, закодировавшийся под ником "
Weepingsam", музыкальный фанат, поклонник военных фильмов, фильмов японских режиссёров и Нагисы Осимы - в частности, поделился в своём блоге рядом мыслей об MCML, которые лично мне показались любопытными.
Буду рада, если кто-то ещё найдет их для себя интересными.
Мне кажется, есть о чем поговорить...
Автор отмечает для себя, практически, "годаровскую" манеру Осимы снимать длинные панорамы, долгие неподвижные кадры, когда камера не меняет своего положения, а, если уж меняет - то хаотично, сразу под большим углом. Что создает абсолютное ощущение присутствия, так как максимально соответствует движению человеческого взгляда. Это приближает зрителя к состоянию персонажа фильма, наблюдающего за происходящим.
читать дальшеWeepingsam считает, что Осиму и Годара объединяет также стремление показать проблему, ситуацию одновременно изнутри - с максимальной субъективностью - и "снаружи" - объективно и аналитически. На стыке этих позиций можно найти то, что приемлемо именно для вас и соответствует вашим взглядам...
При этом, как политический режиссёр, Осима никогда не дает зрителю забыть, кто в данный момент "держит кнут" - как и кем осуществляется "вертикальная" власть. Которая подавляет людей, вызывая их отпор, входит в противоречие с личными желаниями и психологическими переживаниями - и всё это идет на фоне аналитически беспристрастной реальной обстановки.
В MCML "кадровая иерархия" выстроена очень четко. Высокомерно-культурные японские офицеры господствуют над рядовыми - корейскими охранниками, что само по себе уже является политическим узлом. И вместе с ними - над европейскими и автралийскими заключенными.
Эта иерархия противоречива в обоих случаях. Полковник Лоуренс, командир Хиксли и майор Селльерс - не всегда удобны друг для друга и настолько же отличаются, насколько являются разными капитан Йонои и сержант Хара...
Тип майора Селльерса (в исполнении Дэвида Боуи) - героический, яркий, саморазрушительный - является для капитана Йонои более "иностранным", чем даже полковник Лоуренс и Хиксли...
Полковник Лоуренс - своего рода западный путешественник, знающий японский язык и всеми силами пытающийся сблизить японцев и британцев.
Йонои - достаточно "вещь в себе", радикальный эстет, цитирующий Шекспира и переживший инцидент 26 февраля.
Хара (в исполнении Такеши Китано, составившего блестящее трио с Дэвидом Боуи и Рюичи Сакамото) - "соль земли", отличный вояка, мечтающий о Марлен Дитрих и убивающий как машина.
Осима блестяще делит между героями основные функции:
Полковник Лоуренс - является идейным центром фильма, основным стержнем: все остальные герои взаимодействуют исключительно через него.
Майор Селльерс - "двигатель" сюжета: с его появлением в лагере жизнь окружающих переворачивается с ног на голову.
Селльерс - интереснейший характер, практически фигура Христа с его отрешенностью и мученичеством. И одновременно - Иуда, специализирующийся на предательстве и "иудиным поцелуем" в финале уничтожающий Йонои...
В фильме очень много религиозных ассоциаций - гимны, христианские аллюзии (Иисус и Иуда), буддизм... Но единственным подлинно религиозным характером является Хара. Сюда же - пение сутр для мертвого адъютанта, его четки и самотречение монаха в финале. И он же - Санта - Клаус, дарящий в праздник Рождества жизнь другим...Это, действительно, "иудин поцелуй"?...