Есть события, которые не позволяют остаться равнодушным...

Умер бывший японский офицер, для которого Вторая мировая длилась до 1974 года.

16 января в Токио, в возрасте 91 года, скончался бывший младший лейтенант императорской армии Японии Хироо Онода. Он прославился тем, что отказался поверить в окончание Второй мировой войны и, верный присяге, еще 29 лет скрывался в джунглях на филиппинском острове Лубанг

Когда Вторая мировая приближалась к концу и американские войска уверенно продвигались на север, лейтенант Онода оказался в окружении на острове Лубанг. Несмотря на отчаянное положение, молодой офицер остался верен присяге и три десятилетия отказывался сдаться в плен.

"Быть может, пройдет три года, может, пять, но что бы ни случилось, мы вернемся за вами", – это были последние слова, которые 22-летний лейтенант Хироо Онода услышал в феврале 1945 года от своего командира, майора Танигучи. Приказ был таков: оставаться на острове Лубанг, несмотря на высадку американских войск, которая казалась неминуемой, и вести партизанскую войну. Именно этим лейтенант Онода и занимался – только не три и не пять лет, как сказал ему командир, а почти три десятилетия.

"Каждый японский солдат был готов умереть, но я был офицером разведки, и у меня был приказ вести партизанскую войну любой ценой, - признался Онода в интервью каналу Эй-би-си в 2010 году. - Если бы я не смог выполнить этот приказ, мне было бы мучительно стыдно".

Лишь в 1974 году Онода подчинился своему бывшему командиру, который специально прилетел на Филиппины, чтобы отдать ему последний приказ.

К концу войны в подчинении у Оноды оставалось трое солдат. Один из них сдался в 1950 году, другой умер, третий погиб в 1972 году в стычке с местным населением, против которого отряд Оноды периодически проводил рейды. Самому Оноде много раз предлагали сдаться, но он категорически отказывался сложить оружие. Позже он признался, что считал отправленных к нему японских парламентариев провокаторами, а листовки с предложением выйти из джунглей – вражеской агитацией.

"В этих листовках было много ошибок, и я был уверен, что их разбрасывают американцы", - заявил он.

Быть может, Хироо Онода так никогда и не вернулся бы со своей войны, если бы не его бывший командир, которого власти попросили вылететь на Филиппины и лично отдать приказ стойкому офицеру сложить оружие.
В марте 1974 года Онода в износившейся и залатанной военной форме, которую он не менял почти 30 лет, отсалютовав японскому флагу, и его война на этом завершилась. 52-летний лейтенант Онода откозырял бывшему командиру и заплакал. Потом его отвезли в Манилу, и там он вручил свою офицерскую саблю филиппинскому президенту Фердинанду Маркосу – в знак сдачи в плен. Маркос вернул Оноде оружие, сопроводив его указом об амнистии – "с учетом исключительных обстоятельств" – за гибель филиппинских граждан, погибших от рук Оноды и его подчиненных за все эти годы.
Хироо Онода прожил необычную жизнь. Он с трудом привыкал к сильно изменившейся Японии, к новым техническим достижениям, к отношениям между людьми, ставшим за десятилетия другими, не теми, что были во времена его молодости. Да и к тропическому климату он, похоже, привык, поэтому позднее, женившись, переехал с семьей в Бразилию (в 2010 году Онода стал почетным гражданином бразильского штата Мату-Гросу). Свой опыт выживания в джунглях он не только описал в книге воспоминаний, но и делился им с детьми, основав в 80-е годы школу выживания в экстремальных условиях.

И еще - все же они потрясающе похожи...)