Несколько дней назад в очередной раз вернулись с отличным знатоком MCML к теме фильма, десятилетиями не дающей покоя зрителям и почитателям)... Знаете, что забавно?) Во всем фильме есть одна - далеко не центральная - фигура, отношение к которой и создает в итоге оценочную зрительскую шкалу, определяющую, как результат, и восприятие главных героев, и отношение к сюжету, и осмысление финала, со всем, из него вытекающим)... Нравится нам, или нет, но это - многим набивший оскомину, высовывающийся из всех аргументов и всплывающий во всех горячих спорах злосчастный Джеков братец, не поленившийся подпихнуть своего старшенького пойти на войну и сдохнуть в японском плену... А подпихнул, оказывается, тем, что - по мнению многих - страдальчески не выдержал элементарной школьной проверки "на вшивость", затосковал, впал в душевный коматоз, и рассчитаться с ним старшенькому можно было, только отважно загнувшись по шею в песке... И был всем мир... 
Вот - ни разу! Смотрю - не вижу ничего подобного... Слишком много вопросов без ответов всплывает в результате такой трактовки, и выводы получаются уже совсем печальными...
И, кроме этого - знаменитая сцена казни, в которой несчастному корейцу, полюбившему голландца, отрубают голову...
Многим хочется считать, что бедный капитан словно хочет продемонстрировать Джеку - смотри, майор, что у нас бывает за содомию...
Но перед тем, как еще раз прогуляемся по "больным" темам - два информационных момента:
(Умные люди, кстати, пишут))))...
читать дальше
И вот уже отсюда - категорическое мое лично ( и не только мое) несогласие с тем, что "главной проблемой Джека было предательство, совершенное по отношению к брату...И что вся его история вертится вокруг этого... Потому что у него уже начался распад личности..." И еще можно считать, что "история Джека - это история предательства. А история капитана - Джек..." И что "он говорит ,что кинулся в войну, как в спасение..."
Мнение, под которым я готова подписаться, не раздумывая!... Ибо - созвучно сердцу)))...
Лучшее, что читала по MCML за последнее время!
И. действительно, слишком уж чувствительно-бабская получается "личность" у Джека, если от одного школьного конфликта он "распался" и на войну полез((( Не мог такой человек пользоваться весомым авторитетом в школе, а потом - на фронте! Нестыковочка(((...
"Человек края" - это совсем другое! Это ни схемам, ни полочкам не поддается... Это просто есть - и всё!
А уж по поводу "содомии" просто вспоминаем две мысли, которые держим в голове: "Считалось, что соединение двух ян не приводит к истощению жизненной силы, поэтому отношение к сексуальной связи между двумя мужчинами было нейтральным..." и "Самурай не боится гомосексуальности..."
А наказали - не за "содомию". Наказали - за то, что связь стала общим достоянием, за то, что застукали... Целоваться можно - но чтоб никто не видел! Слишком интимно... Спать мужчине с мужчиной можно - но чтоб никто не видел. Слишком интимно ( и реально интимно!)... Нельзя допускать, чтоб тебя увидели. А раз увидели, раз оплошал - будь добр, попрощайся с головой... Потому что "сказав "да" можно иметь в виду что угодно и собеседник это должен понять, а не слушать слова..."
А Джека капитан звал, потому что хотел увидеть, с каким мужеством тот перенесет зрелище казни... Увидеть - и опять восхититься...
Смотри в глаза, думай головой, слушай сердцем... Не слушай слова...
Нравится мне эта мысль)))))


Вот - ни разу! Смотрю - не вижу ничего подобного... Слишком много вопросов без ответов всплывает в результате такой трактовки, и выводы получаются уже совсем печальными...
И, кроме этого - знаменитая сцена казни, в которой несчастному корейцу, полюбившему голландца, отрубают голову...
Многим хочется считать, что бедный капитан словно хочет продемонстрировать Джеку - смотри, майор, что у нас бывает за содомию...
Но перед тем, как еще раз прогуляемся по "больным" темам - два информационных момента:
(Умные люди, кстати, пишут))))...
читать дальше
И вот уже отсюда - категорическое мое лично ( и не только мое) несогласие с тем, что "главной проблемой Джека было предательство, совершенное по отношению к брату...И что вся его история вертится вокруг этого... Потому что у него уже начался распад личности..." И еще можно считать, что "история Джека - это история предательства. А история капитана - Джек..." И что "он говорит ,что кинулся в войну, как в спасение..."
Мнение, под которым я готова подписаться, не раздумывая!... Ибо - созвучно сердцу)))...
Лучшее, что читала по MCML за последнее время!
И. действительно, слишком уж чувствительно-бабская получается "личность" у Джека, если от одного школьного конфликта он "распался" и на войну полез((( Не мог такой человек пользоваться весомым авторитетом в школе, а потом - на фронте! Нестыковочка(((...
"Человек края" - это совсем другое! Это ни схемам, ни полочкам не поддается... Это просто есть - и всё!
А уж по поводу "содомии" просто вспоминаем две мысли, которые держим в голове: "Считалось, что соединение двух ян не приводит к истощению жизненной силы, поэтому отношение к сексуальной связи между двумя мужчинами было нейтральным..." и "Самурай не боится гомосексуальности..."
А наказали - не за "содомию". Наказали - за то, что связь стала общим достоянием, за то, что застукали... Целоваться можно - но чтоб никто не видел! Слишком интимно... Спать мужчине с мужчиной можно - но чтоб никто не видел. Слишком интимно ( и реально интимно!)... Нельзя допускать, чтоб тебя увидели. А раз увидели, раз оплошал - будь добр, попрощайся с головой... Потому что "сказав "да" можно иметь в виду что угодно и собеседник это должен понять, а не слушать слова..."
А Джека капитан звал, потому что хотел увидеть, с каким мужеством тот перенесет зрелище казни... Увидеть - и опять восхититься...
Смотри в глаза, думай головой, слушай сердцем... Не слушай слова...
Нравится мне эта мысль)))))


Насчёт "околоковриковых" походов тоже как-то с трудом, хотя кто их знает... Но тогда, на плацу, во время кульминационной сцены я чётко услышала в голове одну-единственную фразу: "Остановись, Зверь!" Причём Зверь - это не отдельный японец, не капитан, а в другом понимании, отсюда и написан с большой буквы. Бессмысленная жестокость. Ённои сам уже плохо понимал, что творит. Поцелуй, ИМХО, был единственным выходом. Насчёт "брать всё на себя" - согласна на все 100%. Тем более, что и Капитан, и Джек отлично понимали, что именно они - противостоящие друг другу фигуры, достойные противники, личности. Ситуация накалилась до предела, и Джек понял, что "Если не он, то кто?", более того, после всего случившегося он чувствовал себя ответственным. Из этого ража капитана мог вывести только шок. А что мог сделать Джек? Перехватить руку с саблей? Но из этого ничего бы не вышло. Поцелуй и "обнажение" (прилюдное) и были тем самым шоком, ходом, который Ённои не ожидал. И всё, он уже ничего не смог сделать. Джек выиграл. Сила не в кулаках и саблях, как говорится.
Да, в рецензиях все очень бурно обычно обсуждают Джека и Ённои, согласна, да, персонажи яркие, колоритные. Но как-то несправедливо забывают самого Лоуренса. Тоже ведь характер интересный.
(И раз уж мы с тобой в другой теме вспоминали Loveless, - сто раз спасибо за чудные арты!!!))) - я более верю в "братские" страдания Сеймея о его вине в судьбе Рицки, чем в "распад личности" Джека из-за "школьной истории" с братом, и его "бегство на войну, как искупление...")
И снова вернусь к любимой теме)))) Как трепетно все осмысляют "предательство"Джека, не вышедшего к брату из класса... И как-то никто не хочет помнить, с какой готовностью этот самый брат сбежал домой, от мальчишек, которые ждали его (!!), предоставив Джеку возможность получить по морде от души... Это у нас - не предательство... Это - сбежать, бросив Джека одного - нормально...
Солнце, я рада, что в этом вопросе мы с тобой смотрим на вещи едино и упрямо))))...
А вот на счет коврика - можно порассуждать))) есл у тебя есть желание и настроение...
(Как спина??? Я переживаю...(( )
И стремление Джека "брать все на себя здесь и сейчас", очевидное и однозначное - для меня лично - абсолютно не вяжется с "распадом личности" и "виной перед братом..." Это как "впихнуть невпихуемое"...
А еще я абсолютно согласна с цитируемым источником - у меня тоже чувство, что Осима сам не понимал, зачем ему по сюжету этот брат, и что этот самый брат режиссеру мешал))) Ну врезаны эти "братские сцены" так ни о чем, никуда - как чемодан без ручки: и нести невозможно, и бросить никак, потому что - сценарий... И снимал Осима - о другом, потому что кроил и сценарий, и первоисточник, как считал нужным!
И про платц - полностью согласна!))
Вот и получается, что при подобном допущении - братец его идея-фикс, с которой он и лезет воевать - весь характер, вся личность Джека рассыпается, как карточный домик(((... Без "идеефиксового" братика Джека, как бы, и не существует...
И уж, конечно, он не может быть настолько плоским и двухмерным. И вся ситуация в концлагере ни в коем случае не есть результат "незапевшего" школяра(((...
А потом он еще и петь перестал... И чтобы такой брат стал "идеей-фикс" для Джека?!(((
Гнусная получается личность, этот самый брат(((...
И что-то мне кажется, что Осима думал примерно так же...
Следовательно, коврик принес капитан - из человеколюбия ли, из сострадания ли, из симпатии ли - но принес... Фраза часового: "Он (капитан) приходит сюда (в камеру Джека) каждую ночь..."
Зачем?...
Ну не для того уж, чтоб приносить-уносить коврик, факт)...И крайне сомнительно, что для совместных переживаний с Джеком по поводу его "идеи-фикс" - брата...
Тогда - зачем?...
Вспоминаем, что "японцы все очень хорошие психологи и отлично умеют читать мысли собеседника. Правда, при условии, что другой человек тоже японец либо живет по японским правилам. Поэтому сказав "да" можно иметь в виду что угодно и собеседник это должен понять, а не слушать слова."
Осима считал, что зритель должен "понять, а не слушать слова", сказанные прямым текстом, по-"голливудски" в лоб... Он и так уже очень много сказал - про "каждую ночь" (словами караульного), коврик в камере показал, "вы пришли за своей циновкой?"...
Этих двоих связывало нечто, что находится на грани понимания и ощущения. А вот тут уже каждый зритель будет понимать и ощущать ровно столько, сколько дано ему внутренним зрением.
Этот коврик для меня - можно сказать, суть отношения Капитана к Джеку. Явное нарушение лагерного распорядка - такое человеческое, такое простое и трогательное. Чтобы было удобнее спать...
Или не только спать)))
Потому что Джек был очень важен для Капитана)))
А свои глаза, по-любому, не приставишь)))...
Как и мироощущение...)))